В статье, подготовленной специалистами по рекламе маркетплейса услуг Locator, рассматриваем преимущества и недостатки интернет-рекламы как таковой, не углубляясь в конкретные технологии.
Время чтения статьи: ~9 минут.
Пожалуй всем понятен термин “интернет-реклама”, но все же дать определение лишним не будет.
Интернет-реклама – это размещение информации о товарах и услугах на электронных носителях, использующих сеть Интернет – веб-сайты, социальные сети, рекламные сети, имейл-маркетинг и т.д.
Рынок интернет-рекламы растет в мире ежегодно и уже в 2022 году наверняка будет больше по объему рынка классической рекламы (наружная, радио, ТВ). Тенденция ясна – преимущества технологий интернет-рекламы заставляют все больше и больше инвестировать именно в этот вид рекламы. Более того, рынок растет не только благодаря количеству, но и благодаря качеству – то есть в данном случае – цены конечного результата – клиента. Иногда ситуация доходит до абсурда, поскольку цена лида превышает потенциальную прибыль, а значит, остается надеяться, что этот клиент превратится в постоянного.
Кстати, именно из-за высокой цены нового клиента появилась такая технология как кэшбек. Бизнесу дешевле вернуть клиенту 100 грн., чем заплатить 300 грн. за него рекламному агентству.
Но перейдем к конкретике.
Преимущества интернет-рекламы
К преимуществам интернет рекламы можно отнести многое. Но все эти преимущества обуславливают новые технологии. Речь о технических возможностях настроить сам процесс, а также о “трюках” с нашей психологией в сочетании с законами экономики. Итак, преимуществами интернет-рекламы являются:
Преимущество №1. Огромная аудитория
Интернет-аудитория Украины в 2021 г. составляет 75% населения по данным Всемирного банка. У абсолютного большинства есть смартфон и интернет в нем, а значит, эти люди являются потребителями интернет-рекламы. Такие устройства уже доступны, дешевый китайский смартфон, который выполняет свои функции стоит +- $100. У большинства офисных работников есть компьютеры. Дома у многих украинцев есть планшеты, ноутбуки и компьютеры.
Интернет-реклама “догонит” свою цель и на информационных сайтах, и в соцсетях и в стриминговых видео-сервисах, и в Вайбере, и в Мессенджере и т.д.
Преимущество №2. Структурированная аудитория
Всех уже давно “посчитали” и отнесли к определенному сегменту потребителей по многим признакам. Это дает возможность для четкого таргетинга (нацеливания) рекламы. Нет смысла ребенку показывать рекламу газонокосилки, равно как садоводу мужского пола – рекламу женской косметики. Да, у него есть жена. Поэтому косметику ему будут показывать перед ее днем рождения (это не шутка).
Такое структурирование позволяет наиболее точно выбрать сегмент потенциальных потребителей товара или услуги для отображения рекламы именно им – с одной стороны, с другой – максимилизовать эффект (конверсию) рекламы.
Структурирование может быть согласно: полу, возрасту, национальности, религиозным воззрениям, культурным привычкам, образованию, интересам, работе, материальному достатку, семейному положению, месту проживания и т.д.
Преимущество №3. Измеряемость
Рекламодатель получает полную статистическую информацию по каждой рекламной компании. Сколько денег потрачено, за какое время, эффективность реакции на рекламу, средняя цена одного действия (например, переход на сайт), выгодность привлечения данного сегмента (% продаж, конверсия), средний чек, и, как результат – сколько гривен прибыли вы получите на каждую вложенную гривну в рекламу. Согласитесь, замечательное преимущество, особенно по сравнению с наружной рекламой, где все эти цифры получить либо не возможно, либо трудно, либо с помощью каких-либо соприкасающихся методов, имеющих свою собственную цену.
Преимущество №4. Масштабируемость
Если ваш товар или услуга не ограничена какой-либо территорией (например, интернет-магазин с доставкой по почте), то, конечно, потенциала для масштабирования у вас очень много. Если вы ограничены территорией (например, предоставляете услуги в салоне красоты), потенциала для масштабирования значительно меньше.
В данном случае потенциал масштабирования – это потенциал большей отдачи от большей инвестиции. Где отдача от инвестиции начинает уменьшаться или становится нулевой, там заканчивается потенциал масштабирования.
Можно начать тестировать интернет-рекламу с $10-100, измеряя % ROI (Return on Investments – возврат прибыли с инвестиций), и довести ее до десятков-сот тысяч в месяц с соответствующими доходами.
Преимущество №5. Контролируемость
В случае с интернет-рекламой вы получаете полный контроль над всеми элементами рекламы. У вас есть кнопка “Вкл/Выкл”, вы решаете когда включить интернет-рекламу, когда исключить, по какому расписанию она будет работать ежедневно, какую информацию вы будете представлять, каким способом (видео, статическая картинка, анимационный баннер), какой товар или услугу рекламировать, какой – нет, сколько средств тратить в день или месяц, какому сегменту показывать рекламу, а какой принудительно исключить и так далее.
Преимущество №6. Гибкость
Это преимущество раскрывает больше граней контролируемости. Вы можете в любой момент изменить любую настройку вашей рекламной кампании. От бюджета к конечной
цели (действия потенциального клиента).
Преимущество №7. Скорость
В некоторых случаях между решением о запуске рекламы и непосредственным запуском может пройти несколько часов. Получить такой результат с классическими рекламными носителями невозможно.
Преимущество №8. Интерактивность
Реклама в интернете, в отличие от внешней и медийной (ТВ, радио, печать) – интерактивная. То есть, с ней можно взаимодействовать: кликнуть на рекламе и перейти на страницу товара/услуги, прочесть дополнительную информацию о товаре и тут же на сайте его заказать и оплатить. Отрезок времени от обращения внимания на рекламу потенциальным клиентом до оплаты может начинаться с нескольких минут (!).
Хотя с помощью QR-кодов во внешнюю и медийную рекламу можно добавить интерактивность.
Преимущество №9. Доступность
Интернет-реклама относительно доступна. Можно начать с малых бюджетов. Имея базовые знания об интернет-рекламе, зарегистрировать кабинет на соответствующем сервисе, потратить время на настройки, тратить его на анализ и поддержку и иметь какой-то результат. Конечно, чтобы делать это хорошо, нужно потратить много времени на обучение, изучить базовые понятия, метрики и т.д. Но все же вам не нужен “чемодан с долларами” как в случае с ТВ-рекламой.
Кстати, именно повышение доступности интернет-рекламы было основной идеей при создании маркетплейса услуг Locator.ua и Locator.biz. Попробуйте для начала зарегистрировать свой бизнес здесь.
Как видим, у интернет-рекламы достаточно ощутимые преимущества. Смысл игнорировать интернет рекламу просто отсутствует. Именно поэтому все эти преимущества в совокупности создают наибольший недостаток интернет-рекламы.
Недостатки интернет-рекламы
Конечно, всё имеет свою обратную сторону. И интернет-реклама не исключение. Начнём с незначительных недостатков, чтобы быстро с ними закончить и перейти к самому главному из них.
Недостаток №1. (не)Доверие
К интернет-рекламе следует относиться с осторожностью. Но правильнее все же относиться с осторожностью к информации, которую вы получаете с помощью интернет-рекламы. Это могут быть, например, какой-нибудь фейки (актуально на время войны), или ложная информация о товаре, основной задачей которого является выманить из ваших денег. Но это частные случаи. Известные интернет-издания и интернет-магазины таким почти не грешат.
Недостаток №2. Назойливость
В интернете есть очень прекрасный мем что такое интернет-мем?, что характеризует этот недостаток. Вот он.
Ну и шутки шутками, но подразумевать этот момент необходимо. Вашей рекламы не должно быть слишком много. Как это контролировать? Это отдельная тема.
Недостаток №3. Высокая стоимость
Высокая стоимость – самый большой недостаток интернет-рекламы. В начале статьи мы упоминали об абсурдных ситуациях, когда стоимость привлечения нового клиента значительно превышает потенциальный доход от него. Это может сделать ваш товар неконкурентоспособным.
Владелец одного из сервисных центров по ремонту мобильных телефонов рассказывал, что он сознательно отказался от интернет-рекламы, поскольку ее доля в стоимости услуг была неоправданно велика из-за высоких цен. То есть с 500 грн. за работу по замене разбитого стекла, более половины цены услуги – расходы на интернет рекламу.
Что же приводит к высокой стоимости интернет-рекламы?
Поскольку мы живем и работаем в рыночной экономике (по крайней мере, электронная ее часть – рыночная), высокая стоимость интернет-рекламы является следствием высокого спроса на нее. Но не только. Давайте разберемся.
Кто является провайдером интернет-рекламы? Как правило, это огромные ИТ-гиганты: Alphabet Inc. (Google, YoTube) и Meta Inc. (Facebook, Instagram). Еще несколько гораздо меньших игроков. На рынке существует определенный монополизм, так что в данном случае лидеры рынка диктуют свои условия и цены не могут быть низкими.
Эти же провайдеры – американские компании, уплачивающие налоги в США и там же – высоченные заработные платы своим сотрудникам. Их платят в том числе и из кармана рекламодателей, использующих эти сервисы.
Рекламный сервис – очень технологичная система. Нужно буквально сотни высокооплачиваемых программистов, проджект менеджеров, топ-менеджеров, чтобы разработать, воплотить в жизнь и управлять такой системой.
Ну и наконец, еще одна причина – это…. вы! Рекламодатели, которые хотят, чтобы именно их продукт или услугу приобрел клиент, создают гигантскую конкуренцию на рынке и готовы отдать последнюю гривну, но продолжать работать и не простаивать без дела. Да, это те же джунгли, только в другой чуть более цивилизованной обертке.
Выводы
Интернет-реклама – это красный океан что такое красный и голубой океаны?.
Интернет-реклама – отдельный вид деятельности, который требует времени, знаний и умений, овладеть которыми невозможно в один момент, поэтому рекламные агентства требуют немалые деньги за ведение рекламных кампаний в сети. В 2019 году комплексный интернет-маркетинг с ограниченным временным ресурсом оценивался начиная от $500/мес, согласитесь, для малого бизнеса цена кусачая.
И тут микро-, малый и отчасти средний бизнес сталкивается с дилеммой: овладеть этой наукой самому и сэкономить на специалистах, но потерять драгоценное время, или отдать львиную долю дохода специалистам и не “морочить себе голову”?
У вас должен возникнуть следующий вопрос: а есть ли возможность запустить эффективную интернет-рекламу, не нанимая специалистов, но при этом не тратить время на всю эту “науку”? Такая возможность есть. Читайте ниже.
Автор – Александр Мазуркевич, Locator.ua
Останні коментарі